Почему люди врут
или как проводить опросы покупателей
С опросами покупателей мы встречаемся очень часто, потому что это самый популярный способ замера эффективности рекламы. Только вот далеко не самый правдивый.
Итак, люди врут.
Почему:
1. Лень вспоминать
В современном информационном обществе люди иногда не помнят как их зовут, что уж там говорить про какие-то компании/магазины!
Из жизни:
Прихожу в фитнес-клуб, который работает много лет. Дают заполнить анкетку про здоровье. Последний вопрос: "Откуда вы про нас узнали".
Господа, вы работаете лет 10! И за это время было много рекламных и социальных акций… Я при всем желании не вспомню, откуда впервые узнала.
Варианты ответов разные. Подумала... и соврала, поставив галочку "от друзей".

Поэтому вопрос "откуда вы о нас узнали" хорош только на старте. Когда, правда, НИКТО еще не знает. Или когда вы оцениваете конкретные рекламные акции, узнать о которых люди могли из очень ограниченного списка источников.
2. Называют последнюю точку контакта
Это когда услышал по радио, потом увидел пост в сети, потом с друзьями случайно заговорили на эту тему, потом загуглил и на вопрос "Откуда вы про нас узнали?" отвечает "Из интернета, вот сайт ваш нашел". Соврал? Нееет. Но и не правда это… Тут вообще многоходовка была, которую даже сам человек-то не сумеет отследить.
3. Не различают каналы
Это когда реклама, например, на ТВ на разных каналах. И вы спрашиваете, на каком именно канале человек увидел. Человек скорее всего не помнит. Или не знает.
Судите сами. У большинства цифровое ТВ с более чем 100 каналами. Многие переключают туда-сюда. Кто-то просто зашел на кухню и попал на рекламу, он и не в курсе, что за канал...
С радио еще сложнее. Многие радиоканалы используют одни и те же песни. Даже мы как радийщики не можем вычислить канал, пока не услышим отбивку "Европа Плюс" или "Энерджи", "Радио Шансон" или "Дорожное Радио". А уж обычные люди даже заморачиваться не станут.
То же самое касается интернета. Просто супер, если хотя бы соц.сеть вспомнят…
Кстати:
Если вы дадите рекламу на радио и в интернете, например, а в опросник включите еще и ТВ, то 2% гарантированно ответят, что именно на ТВ рекламу и видели.

4. Хотят вам понравиться
Это любимое. Нарядить промоутера в фирменную футболку, а еще раздавать подарочки за правильные ответы.
Что скажет любой прохожий? Ну, конечно, то, что вы и хотите услышать.
Психологами давно доказано, что в головах людей с детства заложено желание быть хорошим - получить похвалу от мамы, "5" в школе, признание друзей по двору. И поэтому мы часто врём, просто чтобы понравиться. Ну или хотя бы не обидеть задающего вопросы.
Поэтому так критично важно не выдавать себя на опросах! Пусть ответы будут максимально честные!
Поэтому:
Проводя опрос, старайтесь никак не выдать свою компанию. Нейтральная одежда, подальше от своего магазина и с бейджиком "Независимое исследовательское агентство".
Задавайте очень простые вопросы. И чем меньше, тем лучше. Если люди начнут напрягаться, они уйдут от правдивого ответа.
Трезво оценивайте память и знания аудитории. Мало кто различает каналы и уж точно никто не хочет помнить, где, когда и при каких обстоятельствах узнали о вашей компании.
Удачных вам опросов и правдивых ответов!
Мария Мохина
Коммерческий директор АО «Русский Восток»
comments powered by HyperComments